Многие аномалии развития ребенка впоследствии приводят к непоправимым последствиям. О том, как важно не пропустить нарушения развития половых органов у мальчиков и какими возможностями располагает современная медицина, чтобы помочь в этом случае, корреспондент журнала «ABC» беседует с член-корреспондентом РАМН, директором клинического центра Андрологии и пересадки эндокринных желез Игорем Дмитриевичем Кирпатовским.
– Для мамы маленький мальчик – это просто ребенок. Она относится к малышу мужского пола так же, как относилась бы к девочке. А когда ей стоит все-таки вспомнить о том, что это будущий мужчина? Или об этом нельзя забывать с самого его рождения?
Конечно, пол ребенка определяется уже при зачатии. В то время, когда будущий человек - это всего лишь одна-единственная клетка в утробе матери, его генетический набор неоднозначно свидетельствует о его принадлежности к мужскому или женскому полу.
Но на половые органы младенца как-то не принято обращать особого внимания: удостоверились, что родился мальчик – и хорошо. Тем более что далеко не все пороки развития половых органов бывают заметны уже сразу после рождения – это происходит только в редких, тяжелых случаях. В основном родители, да и врачи, если это не специалисты-андрологи, не уделяют внимания развитию половых органов у мальчика, поэтому пропускают некоторые аномалии, которые потом приводят к серьезным нарушениям в половой функции мужчины.
– Какие из них встречаются чаще других?
Один из самых распространенных недугов - крипторхизм, или неопущение яичка. Им страдают 1-4 процента мальчиков, это не так уж мало. Обычно этот порок развития половых органов обнаруживают случайно – например, мама мыла малыша и вдруг заметила, что с одной стороны мошонка «пустая», в ней ничего нет. Происходит это вот почему. Яички, которые во время эмбрионального развития формируются на уровне почек, затем спускаются в брюшную полость, а позже – в мошонку. По причинам, которые сегодня еще окончательно не выяснены, иногда одно из яичек, а порой и оба, задерживаются на полпути - не опускаются в мошонку, а остаются внутри, в брюшной полости. К счастью, этот порок можно исправить – вернуть с помощью хирургической операции «заблудившееся» яичко на положенное место. Если этого не сделать, то у мальчика в период полового созревания начнет нормально функционировать только одно яичко и количество половых гормонов, которое у него будет вырабатываться, окажется недостаточным для нормального развития мужской природы. А это неизбежно приведет к нарушениями в половой сфере.
– Когда нужно делать такую операцию – немедленно, как только обнаружили аномалию, или через некоторое время?
Раньше считали, что с операцией можно подождать до того, как начнется половое созревание. Дело в том, что в некоторых случаях, хотя и не так уж часто, яичко опускается на свое место само собой. Это случается в период полового созревания, когда начинают вырабатываться мужские половые гормоны. Поэтому раньше специалисты считали, что можно дождаться определенного возраста – вдруг яичко вернется на свое место естественным путем? Думали, что это в любом случае лучше, чем хирургическое вмешательство в такой деликатный орган. Но сегодня стало ясно, что медлить с операцией ни в коем случае нельзя: по последним научным данным, долгое пребывание в брюшной полости неблагоприятно сказывается на функции яичка. Связано это с тем, что для полноценного развития мужских половых клеток необходима температура, которая на несколько градусов ниже температуры тела. Не случайно природа «позаботилась» разместить яички снаружи, а не внутри организма! Если же яичко долгое время находится внутри тела, то развитие нормальных половых клеток в нем безвозвратно нарушается. Поэтому, даже если яичко в период полового созревания само опускается в мошонку, нормальные половые клетки в нем все равно уже не образуются. В связи с этим сегодня стараются проводить операции у детей с крипторхизмом (особенно если не опустились оба яичка) достаточно рано, чаще всего в два-три года. Если у ребенка обнаружили эту аномалию, не стоит, конечно, бить тревогу и через неделю ложиться на операцию, но необходимо это сделать через какое-то время, в зависимости от того, сколько лет малышу. Критический срок – шесть лет, если «дотянуть» до семи, то восстановить нормальную работу яичек не удастся.
– Вы сказали, что врачи и родители нередко замечают эту аномалию слишком поздно. А ведь последствия такой невнимательности - очень серьезные. Что необходимо, чтобы развитию маленького мужчины уделялось особое внимание?
С этой целью наш Центр выдвинул инициативу создания подразделений детской андрологии внутри общего направления детской хирургии. Это совершенно необходимо, чтобы как можно раньше диагностировать крипторхизм и другие отклонения в развитии. В Центре уже около пяти лет принимают на госпитализацию детей, которых детские хирурги оперируют по поводу аномалий развития яичек. После операции ребенок продолжает посещать наших специалистов, ведь ему необходим врачебный контроль вплоть до периода полового созревания. Если у него все нормально, мужские половые гормоны вырабатываются в достаточном количестве – можно снимать с учета.
К этому движению подключилась Морозовская детская больница, Российский университет дружбы народов, некоторые детские стационары, которые в хирургическом отделении выделяют специальные андрологические койки. Надеемся, что наша инициатива получит и официальную поддержку на уровне Минздрава. И тогда можно будет представить, что со временем в любой детской поликлинике появится кабинет андролога, который мальчики будут посещать так же, как кабинет окулиста, ортопеда, кардиолога и терапевта.
– Кроме неопущения яичек, что еще может нарушить нормальное развитие мужской природы?
Существуют также аномалии развития, когда недостаточная функция половых желез «запрограммирована» наследственностью. Например, синдром Кляйнфельтера, который обусловлен тем, что у больного неправильный набор хромосом, ответственных за пол. У пациента с этим синдромом из-за аномалий развития присутствует одна лишняя «женская» Х-хромосома. . Обычно до полового созревания об этом никто не подозревает, потому что мальчик развивается как обычно, хотя у некоторых ребят с синдромом Кляйнфельтера бывают признаки, указывающие на эту хромосомную аномалию – более высокий рост, чем у сверстников и маленькие размеры половых органов. Но бывает и так, что внешне больной выглядит совершенно нормально.
В подростковый период болезнь заявляет о себе: у мальчика появляются мужские признаки, но после того, как он начинает половую жизнь, развиваются изменения в организме, которые делают его похожим на женщину: откладывается жировая ткань на бедрах и животе, в области молочных желез, может даже возникнуть ложная грудь. И чем активнее сексуальная жизнь, тем быстрее наступают эти изменения. Одновременно нарушается нормальная работа половых желез, и он сначала становится бесплодным, а потом утрачивает потенцию. К сожалению, определить эту аномалию заранее можно лишь с помощью специального генетического анализа, который у нас делают по каким-то показаниям, а всех детей, конечно, не проверяют. Хорошо еще, что эта аномалия довольно редкая.
– Сколько процентов детей ею страдают?
Она встречается примерно у одного мальчика из тысячи.
– Неужели ничего нельзя сделать в таком случае?
Нет, сегодня этим больным можно помочь, так же как и многим другим пациентам с нарушениями развития половых желез. Прежде всего, они проходят курс лечения мужскими половыми гормонами – ведь все эти изменения в их организме связаны с нехваткой этих важнейших веществ. Наука предлагает и другое решение этой проблемы - трансплантация яичек. Материал для трансплантации берут от здоровых людей, погибших во время автокатастрофы или несчастного случая.
– Всем известно о трансплантации почек, сердца, но половые железы… Ведь это вмешательство в эндокринную систему – одну из самых тонких сфер деятельности организма человека. Вероятно, это новое слово в трансплантологии?
Я занимаюсь трансплантацией эндокринных желез более 20 лет. Это тема для особого разговора, но коротко можно сказать, что железы можно пересаживать от одного человека к другому так же успешно, как и многие другие органы. Например, в 1979 году была впервые осуществлена пересадка щитовидной железы.
Первая попытка трансплантации половых желез была сделана около 20 лет назад, когда в одном роддоме родился мальчик с двумя омертвевшими яичками. Родители, узнав от этой патологии, от малыша отказались. Что делать? Ситуация, казалось, безвыходная, но врачи решили попытаться все-таки помочь ребенку. На кафедре детской хирургии Центрального Института усовершенствования врачей мной совместно с академиком Далецким и профессором Акуловым была сделана операция по пересадке яичка новорожденному мальчику. В момент операции ему было меньше месяца. В то время трансплантологи считали, что приживление пересаженных органов протекает успешнее, если берут для трансплантации эмбриональную ткань, которая обладает меньшей способностью к иммунному отторжению. Теперь убедились, что это не так – нормально приживаются и органы, пересаженные от взрослых людей. Но тогда нашему маленькому пациенту мы пересадили яички от погибшего при преждевременных родах ребенка Операция прошла успешно, пересаженные яички прижились и в период полового созревания стали нормально функционировать. Минуло около 20 лет, и этот первый пациент стал молодым мужчиной без каких-либо осложнений в половой сфере.
– Операцию по пересадке яичек можно делать любому мальчику, у которого обнаружили аномалии развития половых желез?
Если каким-либо другим путем нельзя решить эту проблему, то можно задуматься и о трансплантации. Ведь последствия такой аномалии могут оказаться трагическими для будущего мужчины и его родителей. Однако прежде чем решиться на пересадку, необходимо пройти всестороннее обследование. Родители маленького пациента и его врач должны взвесить все «за» и «против». Ведь во время операции и некоторое время после нее применяют иммуносупрессанты – вещества, понижающие активность иммунной системы. Это необходимо для того, чтобы подавить реакцию отторжения пересаженного органа, который иммунная система принимает за «чужака» и бросает все свои силы на борьбу с ним. Конечно, сегодня мы стараемся использовать мягкую иммуносупрессию, на основе естественных веществ, содержащихся в организме. Однако и их применение не проходит бесследно для здоровья. Например, после такой процедуры может активизироваться любой хронический воспалительный процесс – будь то кариозные зубы или больные миндалины. Нельзя делать такие операции и больным астмой, и тем, у кого есть нарушения функции легочной ткани.
– Игорь Дмитриевич, о чем еще должны помнить родители мальчиков, чтобы их чада выросли настоящими мужчинами?
Не следует забывать, как опасна для здоровья ребенка такая, казалось бы, «привычная» детсадовская инфекция, как свинка. Родители обычно беспокоятся о том, как сбить высокую температуру, как вылечить воспалительный процесс. Но для мальчиков это заболевание несет и другую опасность - иногда вирус инфекционного паротита( так называется возбудитель свинки) поражает ткань яичек, и в них происходят очень серьезные изменения: яички во время болезни или после нее уменьшаются в размере, а в тяжелых случаях даже рассасываются. Поэтому мамы не должны ни в коем случае самовольно «отменять» прививку против свинки. А если уж так случилось, что ребенок не привит и есть риск заражения в детском саду – приложите максимум усилий, чтобы забрать малыша из садика на опасный период.
И, конечно, нужно беречь мальчика от травм в области половых органов, насколько это возможно при непоседливом и любознательном характере будущих мужчин.
|