Если вы поинтересуетесь у Google информацией по поводу опиатов и воли, то он вам выдаст несколько тысяч ссылок на тему «наркотик полностью лишает воли». На основании этого создается впечатление, что наркомания — просто от безволия. Вот, соберешь волю в кулак, и все пройдет. Если бы действительно наркотик лишал воли полностью, то проблемы с наркоманией бы не было. Укололся один раз — и все, больше тебя вообще ничего не волнует. Но наркомана очень даже волнует следующая доза и в ее поисках он готов проявлять чудеса настойчивости и изобретательности. Тут у него воля еще как работает.
Поэтому нельзя сказать, что опийный наркоман — полностью безвольное существо. Скажем так, вся его воля направлена только в одну сторону. Но вот может ли он собрать ее в кулак и повернуть против пристрастия?
Где у человека спрятана в мозгу воля? За нее отвечает лобная кора. При помощи ее мы решаем что хорошо, что плохо и что стоит делать, а что прекратить. Она так же дает сигнал, на то, чтобы человек переключился с одной деятельности на другую. Лобная кора сама по себе прекрасна, но она — еще и часть пути вознаграждения, который уже выходит за пределы мезолимбического пути. Именно ей дает команду прилежащее ядро начать планирование некой деятельности, которая в данный момент прилежащему ядру интересна. Оттуда импульсы идут дальше, мобилизуется память, образы мест и способов удовлетворения вашего желание, запахов, звуков и т.п.
Вся эта деятельность мозга будет продолжаться до тех пор, пока прилежащее ядро не получит желаемого. Однако связь между лобной корой и прилежащим ядром осуществляется только в одну сторону. Естественно, существуют механизмы обратной связи, но они осуществляются через другие структуры. Т.е. вы покушали, в вашем мозгу «загорелся» центр насыщения, дал отмашку, что с приемом пищи нужно завязывать. За то, что вы насытились, получили еще и сладкий дофаминовый «пирожок» от мезолимбического пути, а прилежащее ядро перестало терзать лобную кору.
То, что это работает именно в одну сторону, вы можете убедиться на себе. Скажите своему голоду: «На месте стой!». Нет, не просто подумать о чем-то другом, то есть переключиться, а вот именно остановить его. Это вам не удастся, потому, что голод — функция витальная (жизненно важная) и если вы голодны, он все равно даст о себе знать неприятным ощущением в области желудка, головной болью или образом мега-бутерброда. Вообще действие прилежащего ядра достаточно трудно почувствовать. Это не жажда и не голод (на то есть свои центры в мозге), это некое желание или побуждение. Все остальное, типа образов еды и построение планов захвата холодильника — это уже работа других частей мозга, мобилизованных прилежащим ядром. После того, как это желание вы выполняете, вам становится легко и приятно. Бороться с прилежащим ядром напрямую — задача фактически невыполнимая.
К счастью, мало кто из читателей испытывал настоящую схватку с действием прилежащего ядра. Мы можем отсрочить прием пищи, с водой, конечно, труднее отвлечься, но все же возможно. В большинстве случаев, почувствовав побуждение что-то съесть или выпить, мы быстро составляем план удовлетворения потребности и, вуаля, вопрос решен. Хотя в голодные годы люди под воздействием побуждения чего-то съесть иногда совершали очень аморальные поступки. К примеру, ели соседей. Наверное, в целом они были нормальными людьми и даже потом чувствовали себя очень плохо. Но был голод.
У наркомана в голове — совершенно обезумевшее прилежащее ядро, которое постоянно вопит о том, что ему нужен наркотик. Вопит гораздо громче, чем, если бы он хотел пить или есть. Вопит так громко, что мозг слышит только этот крик. Это постоянная импульсация в лобную кору, а оттуда — дальше. Мозг производит уйму образов, звуков, ощущений, запахов, планов, воспоминаний в попытке как-то это систематизировать и бросить тело на добычу героина. Вся воля наркомана там, в поиске. И если случай улыбается ему, всю массу своей воли он реализует на добычу героина. Потом, когда ядро затихнет, наркоман себя ненавидит, проклинает, но все эти процессы поиска и приема происходят почти автоматически и повторяются снова и снова. Лобная кора во время ломки занята большую часть времени стратегиями поиска наркотика и не успевает сработать в морально-этическом направлении. Это компульсивное влечение, когда произвольная воля не включается.
Довольно известная модель для демонстрации, как это происходит — «соленые орешки». С поправкой на наш менталитет — семечки. Начинаете грызть и грызете. Бросить грызть? Да без проблем. Вот только еще 2 штучки съем — и все... Ну ладно, еще парочку — и брошу... Еще одну... вот еще горсточку с собой в дорогу... Ну конечно, брошу семечки грызть! Чего пристали! Еще только три штучки возьму...
Ну ладно, разобрались, что наркоману бросить сложно. Но вовсе не невозможно. Как мы выяснили, воли у него навалом, только она не в то русло направлена. Как это сделать? Фактически наркоман должен сформировать в голове, в лобной доле, какой-то очаг, который будет сильнее, чем вопль прилежащего ядра. И не только сформировать, но и поддерживать его активность на очень высоком уровне длительное время. Этот очаг — решение не колоться.
Тут очень важный момент. Этот очаг извне создать невозможно. Даже электродами, потому, что это практически — это незримое образование. Тем более батареей и наручниками. Он может быть создан и поддерживаем только самим зависимым. Он может быть источником воли наркомана не колоться. Если же зависимый человек такого образования в мозгу не имеет, все попытки его вылечить обречены на неудачу. Почему? Потому что вся его могучая воля будет продолжать метаться по пути вознаграждения, подталкиваемая прилежащим ядром. Именно поэтому наркологи и говорят родным наркомана, что пока он сам не решит бросить колоться (сформировать в мозгу годный и конкурентоспособный очаг), все наркологические ресурсы мира бессильны перед его волей к наркотику.
Можно заплатить миллионы за лечение наркомана без его согласия, но эффект будет минимальным. Либо его не будет вообще.
Объясняла , врач-психиатр
Ссылки по теме:
Мозг наркомана - статья
Фото с сайта hinduonnet.com
|