Большинство творческих людей — истероиды. Эти черты представлены в разной степени, но, тем не менее, именно такие особенности, как яркое образное мышление, быстрая смена идей и хорошая фантазия, делают их творческими. Но конфликты с истероидами или между истероидами — это что-то с чем-то в духе «holywar forever». На пустом месте. И «forever» может быть вовсе не фигуральным выражением. Например, конфликты между соседками, берущие свои истоки в ранней молодости и длящиеся всю жизнь. Они текут в крайнем эмоциональном напряжении, строятся на слухах, домыслах, обвинениях и основаны на бытовой ерунде, которой придается особый смысл и окраска. Обе оппонентки стараются привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, очевидцев и сочувствующих. Все эти действия истерик может производить в одностороннем порядке, против не-истерика. Попасть в такую «истерическую войну» может каждый, поэтому вот несколько соображений на этот счет.
Истерики склонны создавать конфликтные ситуации и даже тяготеют к ним. Любой конфликт — это настоящая жизнь для них, прекрасная возможность показать себя в разных ролях: оскорбленной жертвы, умного преследователя, хитрого интригана, рокового мужчины/женщины... неисчерпаемый спектр. Несмотря на внешний накал страстей, истерики не сильно переживают все перипетии, их эмоции на самом деле не так глубоки и драматичны. Они гораздо хуже чувствуют себя в рутинном бытовом счастье, чем в борьбе с чем-нибудь или кем-нибудь. Даже если все нормально, должны быть хоть какие-то враги или недоброжелатели. Хотя бы самые завалящие. Например, если ты творческая натура, должны быть завистники, которые препятствуют осуществлению планов, оговаривают. Такие враги должны быть у каждого настоящего таланта. Правде борьба эта идет без особых перегибов. Иногда кажется, что вот-вот случится беда, оба истерика, как рыцари на турнире, несутся с копьями наперевес навстречу друг дугу... Но в последний момент они убирают оружие. Во-первых, они редко делают что-то себе явно во вред, во-вторых, они вовсе не хотят прекращения конфликта или победы. Им редко интересен результат. Скорее они получают удовольствие от процесса борьбы и связанными с ним эмоциями. Но, бывает, что истерики заигрываются, и у них возникает иллюзия неуязвимости. В этом состоянии они могут так «заиграться», что дойти до членовредительства.
Истероиды очень своеобразно относятся к реальности, если продолжать разговор о врагах. Они верят только в то, во что хотят верить. Если реальность не соответствует их воззрениям, то они ее могут чуть-чуть поправить, приукрасить, или добавить деталей. В крайнем случае, новую реальность для себя можно просто придумать. Они сами сразу охотно верят в свой вымысел, история становится для них такой же реальностью. Поэтому если у творческой личности по ее личностным соображениям должны быть враги, истероид их создаст несколькими мазками в своей фантазии. Это могут быть как люди несуществующие, так и ничего не подозревающие коллеги. Ну а уж если есть повод кого-то обвинить, например, ссора или критика со стороны другого человека, это будет непременно сделано. Иногда фантазия истерика так разыгрывается, что минимальная ссора может стать настоящим детективом с преследованиями, слежкой, ревностью, покушениями на убийства и т.п.
Сама конфликтная ситуация может быть искажена, что в свою очередь становится новым источником конфликта. Для истерика каждое событие, особенно связанное с какими-то эмоциями в прошлом или воображаемом будущем — это квази-событие. Поэтому обычно ему придается особый яркий смысл. Даже если женщина проезжает на машине мимо пешеходного перехода и видит там своего бывшего поклонника, эти 5 секунд превращаются в ее голове мелодраму, о которой можно рассказывать бесконечно. Постепенно история обрастает деталями, с чтением мыслей мужчины, приписыванием особых эмоций, деталей одежды... в конце концов, если эта информация вдруг доходит до того самого мужчины на переходе, то история может повергнуть в его шок. Он-то вообще ее не видел в проезжающей машине. А все эти подробности его переживаний в это время, вообще, не могут соответствовать реальности. Истерика обвинят во лжи, что гарантирует долгий этап конфликта. Более того, истерик может пренебречь законами пространства и времени. Какое-то яркое событие может быть перенесено из достаточно далекого прошлого в текущее время и место. Для истерика это имеет мало значения, и он может заметить на возмущения оппонента: «Какая разница, что ты разбил мою любимую чашку не сейчас, а 10 лет назад? Все равно ты ее разбил».
Частая настоящая причина конфликта в том, что кто-то перестал соответствовать или обманул ожидания истерика. Вообще, у них наблюдается два этапа отношений с другими людьми. Первая это — очарование и восторг, основанные на их фантазиях на тему этого человека. Вторая наступает после того, как истерику становится очевидным, что человек не таков, как он о нем думал. В этом случае может последовать чрезмерная бурная реакция с оскорблениями и последующим холиваром. Иногда же истерику просто надоедает объект, которым он так недавно восхищался и он начинает провоцировать на конфликт, чтобы воскликнуть: «Так вот ты какой на самом деле!». Очень часто такие вещи я вижу в блогах врачей, хотя бы потому, что чаще в них бываю. Недавний восторженный почитатель письменного творчества доктора, вдруг из-за какой-то нейтральной фразы или выражения мнения автора, начинает гневно метать проклятия, типа «Как может врач такое говорить! Вы позорите честь белого халата/давали клятву Гиппократа». Просто «расфрендить» не получится, истерик будет лишен удовольствия проявить праведный гнев и обосновать перед собой и другими смену кумира или приоритетов.
Часто конфликт так же бывает замешан на сексуальном подтексте. Так как истерики чаще больше демонстрируют повышенную сексуальность, чем ее имеют, она кажется им первоочередной составляющей в жизни любого человека. Поэтому оппонент в ссоре часто активно обвиняется в таких страшных недостатках в глазах истерика, как «недотрах», «ПМС», «зависть к чужому личному счастью», «импотенция» и т.п.
Содержание конфликта и претензий может представлять проекцию истерика. Он приписывает свои чувства и ощущения врагам, а также просто фантазиям, что бы он хотел видеть в этой ситуации. Истерик представляет своего оппонента неудачником, бездарностью, моральным уродом, одиноким и никому не нужным человеком, который страдает и мучается в результате того, что был отлучен от солнцеликого истерика.
***
Что я хочу сказать в итоге. Если вы наблюдаете конфликт истериков, старайтесь в нем не участвовать. Вы — только часть постановки и декорации. Вы можете всей душой переживать за одну из сторон или даже за обе стороны, но, в итоге, если так будет выгодно истерической драме, вы можете оказаться крайним и испытаете при этом много неприятных минут. Истерики обожаюи интриги и манипуляции. И если для этого у них будет удобный момент, не сомневайтесь, они им воспользуются. Разобраться, в чем причина конфликта бывает совершенно невозможно, да и ни к чему. Истерику не нужны причины, ему нужен процесс. Также ему совсем не интересно, чтобы конфликт был прекращен. Если он просит поговорить на больную тему, это, как правило, небольшой эпизод самолюбования. От вас он хочет услышать, что в холиваре его дело правое, он вообще человек чудесный, а оппонент — чудовище. Конструктивы ему ни к чему. К счастью, не все истерики — обязательно скандальные люди. При достаточном интеллектуальном развитии и легком уровне расстройств они таких чудес себе не позволяют. У них могут быть схожие реакции на фоне стрессов, но до полного безобразия они себя не доводят.
Предупреждала , врач-психиатр
|