Нередко приходится слышать, что кто-то повёл себя крайне агрессивно, причём совершенно неожиданно, без всякой видимой причины, а потом утверждал, будто ничего не помнит, что это с ним бывает и вообще — болезнь такая. Существует ли в природе такая болезнь, которая проявляется вспышками немотивированной агрессии, с полной потерей памяти на произошедшее?
Оказывается, существует. Даже несколько. Судебная психиатрия именует их исключительными состояниями. Причины этих состояний различны; кроме того, в МКБ-10 многие из них не имеют собственного шифра, но есть, тем не менее, критерии, которые их объединяют.
- развиваются внезапно;
- обусловлены внешней причиной;
- непродолжительны (минуты, часы, реже дни);
- сопровождаются расстроенным сознанием;
- по выходе — полная или частичная амнезия.
Наличие такого состояния может служить основанием для признания человека невменяемым, если, будучи в этом состоянии, он совершил правонарушение. Теперь вкратце о том, что же это за состояния.
Патологический аффект. Выделяют три его фазы. Первая, или подготовительная: всвязи с психотравмой (обида, оскорбление) нарастает эмоциональное напряжение, теряется способность критически оценивать окружающую обстановку и своё состояние, всё внимание и само сознание сужается и фиксируется на психотравме. Вторая, или фаза взрыва. Следует за первой, что называется, без предупреждения, резко, взрывообразно, может сопровождаться иллюзиями и галлюцинациями; при этом человек ни на что не реагирует и не отвлекается, он полностью во власти вспышки аффекта: он возбуждён вплоть до буйства, бессмысленно агрессивен и разрушителен, причём не знает пощады и действует как автомат. Третья, заключительная фаза — так же внезапно силы покидают человека, он впадает в прострацию или глубоко засыпает.
Патологическое опьянение. Может возникать и от малых, и от больших доз алкоголя. На определённом этапе опъянения резко изменяется сознание, возникают галлюцинаторные и бредовые переживания, а также выраженный аффект: страх, гнев, что ведёт к соответствующему агрессивному поведению, с полным отрывом от реальности, хотя внешне поведение может напоминать упорядоченное: человек может вести машину, совершать сложные целенаправленные поступки. Заканчивается также внезапно, нередко переходя в глубокий сон.
Сумеречные состояния. Встречаются при эпилепсии. Они довольно разнообразны как по сложности, так и по продолжительности — от нескольких часов до нескольких дней. Происходит полное отключение от реальности: она никак не влияет на поведение больного. Действия могут напоминать слаженные и целесообразные, но человек при этом действует полностью на автомате. Речь или отсутствует, или бессвязная. Состояние может сопровождаться яркими галлюцинациями, бредом и аффектом, под влиянием которых и совершаются разрушительные, агрессивные поступки.
Патологические просоночные состояния. Ранее они описывались как «опьянение сном»: человек не полностью пробуждается от глубокого сна; он продолжает видеть сновидения наяву. А если сновидение устрашающее, тяжкое, несёт в себе угрозу, то человек начинает защищаться и проявляет агрессию, подчас очень опасную для окружающих. После периода возбуждения пациент, как правило, окончательно просыпается, но свой сон или не помнит, или может вспомнить лишь частично.
Реакция «короткого замыкания». Возникает, когда психотравмирующая ситуация длится долго, день за днём. При этом ничто не предвещает развязки, и больной уж тем более к такому развитию событий себя не готовит и не планирует, всё происходит внезапно, ярко, с мощным выбросом эмоций, агрессии, после чего наступает сон или истощение с отрешённостью.
Как правило, далее следует судебно-психиатрическая экспертиза, признание пациента невменяемым и принудительное психиатрическое лечение, вдумчивое и серьёзное.
Поскольку исключительные состояния возникают внезапно и не являются часто повторяющимся и характерным для того или другого человека явлением, то и предугадать их возникновение крайне сложно, практически невозможно. Приходится иметь дело с уже свершившимся фактом, когда только неудержимая, бессмысленная и разрушительная агрессия вкупе со стеклянным взглядом и изменившимся цветом лица (багровое или, напротив, мертвенно-бледное), а также целеустремлённость самонаводящейся ракеты — «вижу цель, не вижу препятствий» — подсказывают, что ситуация крайне опасная и следует спасаться самому или спасать окружающих.
Предупреждал Максим Малявин, врач-психиатр
|