Сейчас появилась довольно интересная тема по мотивам одного психологического произведения. Автор выделил группу людей и дал им синдромологическое названия. По понятным коммерческим причинам он всячески эту идею продвигает, уверяя мир, что это серьезно. Я вот тоже читала- читала его заметки и разъяснения и уверовала.
Так вот о чем речь. По сути это один узко взятый кластер нарцисстических натур. Автор делает упор на мужское население, но я за равноправие. Женщины в этом синдроме тоже не отстают.
Автор назвал свое нозологическое детище «синдром человека-миража», потом, как-то в процессе написания своего опуса появился термин «синдром Тайгера Вудса». Но сей персонаж в России далек от понимания массами, поэтому остановимся на человеке-мираже.
Фактически это человек, который боится показать свою истинную личность, интересы, пристрастия, взгляды, так как опасается, что он не понравится таким, каков он есть на самом деле. Вместо этого ведет себя так, как ожидают окружающие. Однако на определенном этапе он понимает, что хочет быть самим собой, но не находит в себе сил разочаровать людей.
Пример. Мужчина встретил прекрасную девушку. Он любит футбол, рыбалку, пироги с повидлом, пиво. Девушка же любит филармонию, чтение французской поэзии томными вечерами, изысканные вина. В общем, существо тонкой душевной организации.
Вот парню девушка безумно понравилась и он влюбился. Бросил все свои увлечения и отдался на милость филармонии и французской поэзии. И делает это с полной самоотдачей и сознательностью. Друзья руками разводят, но что поделаешь — любовь.
Обратная ситуация — девушка влюбилась в парня и бросила томные вечера, стала печь пироги с повидлом и разучивать футбольные речевки.
Другая сторона романа в восторге. Ну, надо же было так случиться, что встретил человека настолько похожего, настолько отвечающего всем мечтам, именно такую любовь — сказку. Ну, как в кино. Друзья-подруги завидуют неистово, влюбленный светится неземными переливами.
С одной стороны, на этом этапе кажется, что все нормально... любовь же! Но вот через какое-то время, человек, изменивший себя ради любви, понимает, что жизнь, подчиненная полностью интересами другого... ну не его это. Французская поэзия/ речевки сидят в печенках. И вот тут, внимание, главный момент, который характеризует человека-миража.
Как поступает обычный человек после того, как понял, что это не его? Либо начинает знакомить свою новую пассию со своим собственным миром. Если пассия не вписывается в этот мир, или категорически отказывается в него вписаться, говорит: «Прощай, наша встреча была ошибкой». А вот человек-мираж этого сделать не может. Во-первых, он боится, что его собственная жизнь и интересы не будут восприняты. Он полагает, что слишком плох на самом деле, чтобы кто-то в мире его одобрил. Во- вторых, он не хочет быть сволочью и разочаровать прекрасную девушку/парня. Поэтому он принимает решение играть роль «идеальной второй половинки» и одновременно жить другой, своей жизнью. Там, где он может быть таким, как он есть, любить пиво местного пивоваренного завода, целовать случайных теток, хватать их за задницу, хохотать неприлично громко для филармонии, либо же провожать закат с бокалом вина, читая вполголоса Гиема нашего Аполлинера.
Это достаточно интересный момент, который объясняет, почему бывает, что жена и любовница (муж и любовник) могут быть полной противоположностью друг другу. Помните любовницу Шварцнеггера? Недели две любители наблюдения за жизнью знаменитостей были в глубоком ауте. Она же жирная! У нее же складки! Арни! На какую корову ты променял свою прекрасную супругу!
Есть период, когда человек-мираж честно отыгрывает роль хорошего мужа или жены и имеет вторую жизнь, где он совсем другой, но со своими потребностями и вкусами. Ему хорошо, до тех пор, пока как-то случайно это не вскроется. Например, люди из разных жизней пересекутся. И тогда скандал-скандал.
С другой стороны, человек-мираж может никогда не изменять супругу, просто на каком-то моменте совместной жизни он понимает, что «это не мое». Одни расходятся через месяц и снова начинают воплощать чью-то мечту. Другие молчаливо превозмогают семейную жизнь, ибо дети-муж-скотина-совместное-имущество. Кто-то громко клянет несложившуюся жизнь со скалкой или бутылкой, кто-то в тишине мечтает «вот если бы...». В целом супруг противен, но если разойтись, кроме чисто материальных моментов есть еще и психологические. Кому теперь я нужна, когда мне не 18? И т.д.
Нельзя сказать, что супруг или супруга не подозревают, что тут что-то не так. Они могут быть и слепо-глухо-немыми капитанами дальнего плавания. Но, как правило, они просто не хотят замечать очевидные несостыковочки, которые в быту возникают. Им так нравится жить в идеальной семье, где супруг\супруга просто сказка и мечта, что все прорехи, через которые видна альтернативная жизнь спутника жизни, просто игнорируются. До того как реальность не поставит перед фактом, что весь идеал в жизни был на самом деле миражом. Супруг на самом деле ненавидит филармонию, а от лепки пирогов у супруги нервная дрожь.
Конечно, ни тот, ни другой супруг не является дураком или злодеем. Психика часто играет с нами в своеобразные игры. Люди видят, то, что хотят видеть. Так, например, у многих имеется в распоряжении миф о том, что самое главное — это физическая привлекательность партнера, а все остальное приложится. Главное к этому приложить усилия. Любые характерологические и культуральные различия — полная ерунда, надо только стараться. Если это истинная и чистая любовь, то все получится. Ведь вот в фильмах как — полюбил и добился, а дальше хэппи-энд. Но люди часто забывают, что после того как «и жили они долго и счастливо» начинается та самая жизнь. Хотя факт это, в общем-то, известный.
Во-первых, не у всех хватает запала быть всю оставшуюся жизнь настоящим сказочным принцем или принцессой. Особенно, если в самом начале жизни персонажи являются свинаркой и пастухом. Нет, изменения возможны и чудеса бывают, но у некоторых просто кишка тонка для круглосуточного поддержания огня страсти. Однако когда человек влюблен, ему кажется, что все моря по колено, а горы по плечо.
Во-вторых, всегда есть люди, которые готовы поверить в мечту. Да-да, именно ко мне подъехал прекрасный принц на белом коне. Именно мне досталась прекрасная принцесса. Ведь, не поверите, существует много парней, которые полагают, что для того чтобы жениться, нужно просто найти красивую и сексуальную девушку, а все остальное — уже приложение, которое можно подредактировать. Девушки также часто абстрагируются от других свойств потенциального мужа. Все недостатки прекрасных царственных особ ретушируются. Их не было в первой редакции мечты. Вторая же редакция охотно впитывает в себя детали, которые подходят по контексту к первой.
В-третьих, есть люди, которым нравится фантазировать и они используют это увлечение по делу и без. Например, для того, чтобы влюбиться, им надо добавить красок или создать сюжет, где они выступают в какой-то необычной и привлекательной роли. Типа, и тут я, такой, на белом коне, тыгы-дым, тыгы-дым. Или, и тут у столика кафе, сижу я, такая вся романтичная. И тут он\она, конечно же внезапно понимают, что я — настоящая любовь. Собственно, все эти фантазии к объекту воздыханий не имеют никакого отношения. И к мечтателю тоже, ибо это фантазия. Творческий акт, под который человеческий мозг заточила эволюция, и что во многом (при правильном приложении) толкает вперед цивилизацию. И когда вот два мечтателя встречаются и создают совместный воздушный замок... Один представляет себя в роли, другой делает вид, что это все взаправду. Короче, он может существовать довольно долго, если одна из сторон имеет мощную помпу подкачивать его воздухом. Это обычно тот, кто, «обманываться рад»
В-четвертых, современный тренд отметает долгие ухаживания и попытки узнать человека, перед тем как перейти к отношениям, совместной жизни или женитьбе. Это долго, иногда чревато неприятными переживаниями, отказами. Естественно букетно-конфетный период никто не отменял, но это сейчас часто представляет собой «промоушен-акцию», когда каждая из сторон пытается набить себе цену. А цена и род товара, бывает, полностью не соответствуют реальности. Даже прекрасный дизайнерский торт совершенно не подходит в отдел слесарных инструментов, а отличный токарный станок не смотрится в кондитерской. Хотя промоушен-акция может сделать привлекательной временное размещение тортов в слесарной, а станков — в кондитерской.
Вот такая история. И да, почему Тайгер Вудс в названии синдрома. Он считался образцом семьянина до того как в один вечер неожиданно не всплыли его 14 романов с барменшами, костюмершами, горничными гостиниц и пр.
, врач-психиатр
Фото © shutterstock.com
|