Эпоха процветания
Конец I тысячелетия в Европе историографы иногда называют Темными веками. Упадок городов, фактическое отсутствие науки, религиозные и территориальные распри. Средний Восток же, наоборот, переживал период расцвета, свой Золотой век. После распада Халифата одним из самых влиятельных стало государство Саманидов со столицей в богатейшей Бухаре. Именно здесь в небольшом кишлаке Афшана на территории современного Узбекистана в 980 году родился один из величайших ученых и мыслителей своего времени — Ибн Сина.
«Медицина — не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных. Благодаря приобретенному опыту передо мною открылись неописуемые врата врачевания… В это время я был юношей шестнадцати лет».
Ибн Сина, Избранные философские произведения.
Мальчик с детства демонстрировал уникальные способности, по свидетельствам современников, уже к 10 годам он мог свободно цитировать Коран, а в 12 лет стал одновременно и самым младшим, и лучшим учеником в школе, где изучалось исламское право (фикх). Ибн Сине определенно повезло как с предшественниками, так и с учителями. Он воспитывался на трудах блистательных медиков Абу Бакрара-Рази и Абу аль-Касима аз-Захрави, астрономов Абу Махмуда Ходженди и Улугбека, энциклопедистов Аль-Фараби и Аль-Бируни, поэтов Рудаки и Фирдоуси.
Юноша впитывал знания как губка. В 14 лет он практически самостоятельно осилил «Метафизику» Аристотеля, правда, пользуясь при этом книгой с комментариями Аль-Фараби. Но наибольших успехов Ибн Сина добился в медицине. Уже к 16 годам он стал признанным врачом. Настолько признанным, что ему доверял свое здоровье эмир Бухары Нух ибн Мансур.
«Я вошел в здание, где было множество комнат. В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой… Я увидел там книги, названия которых многие люди никогда не слышали, и я сам не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, усвоил все полезное, что было в них… Когда я достиг восемнадцати лет, я завершил изучение всех наук».
Ибн Сина о своем пребывании в Бухаре.
Время испытаний
Благополучие и спокойствие длилось недолго, Бухару взяли тюрки, династия Саманидов пала. После смерти отца Ибн Сина уже не видел смысла оставаться в городе и перебрался в Ургенч, где его приняли ко двору — хорезмский визирь с почтением относился к ученым, предоставляя им условия для работы и выплачивая небольшое содержание. И под его покровительством к 24 годам Ибн Сина заслужил титул «аш-шейх ар-раис», то есть «князь врачей». Именно здесь, по некоторым сведениям, выдающийся мыслитель начал работать над основным трудом своей жизни — «Каноном врачебной науки».
Но власть сменилась, и с 1008 года великий врач был вынужден начать скитания по городам Средней Азии и Ближнего Востока: Гурган, Неса, Бавард, Тус, Нишапур, Шаккан, Джаджарм, Саманкан, Джурджан, Рей — вот лишь некоторые этапы «большого пути». Ибн Сина читал лекции, знакомился с трудами других ученых, осваивал новые области знаний и, конечно же, писал, писал и писал. Некоторые записи приходилось делать на ходу, во время длительных переездов.
Осесть на несколько лет удалось лишь в Хамадане в 1015 году: он вылечил местного эмира, за что тот сделал Ибн Сину визирем. Это очень не понравилось военным, и они потребовали казнить чужака. Эмир долго колебался, но затем согласился изгнать его из города, лишил Ибн Сину должности, но тут же слег с обострением затихшей было болезни. Правитель воспринял это как «сигнал свыше» и запретил трогать врача, вернув ему все регалии и положение. Но так продолжалось лишь до смерти шейха в 1023 году. Ибн Сине пришлось прятаться от врагов, которые жаждали отмщения. Он вступил в переписку с эмиром Исфахана Ала ад-Давлом и попросил убежища. Это стало известно новому правителю Хамадана и «изменник» немедленно был заточен в крепость. Через некоторое время Ибн Сине удалось бежать: вместе со своим братом, любимым учеником и двумя рабами, переодевшись в одежды суфиев-аскетов, он с трудом добрался до Исфахана, где был принят с чрезвычайным радушием. Именно в этом городе он прожил до самой своей смерти в 1037 году.
Интересно, что даже после смерти прах ученого не оставили в покое. В свои последние дни он был с визитом в уже безопасном Хамадане, где его и похоронили у городской стены, даже свое завещание он вынужден был продиктовать первому встречному незнакомцу. Через 8 месяцев останки перенесли в Исфахан, где перезахоронили в мавзолее эмира. Так и получилось, что могилы Ибн Сины есть в двух городах.
Плоды просвещения
Считается, что Ибн Сина написал свыше 450 трудов в 29 различных областях науки, но до нас дошло лишь 274. Около 40 из них касаются медицины, остальные посвящены вопросам химии, астрономии, механики, философии, психологии, литературоведения, теории музыки, теологии, геологии и т. д. Сохранились также поэтические сборники великого ученого, кроме того, в виде четверостиший написаны и некоторые научные работы.
Самая известная медицинская рукопись Ибн Сины — «Канон врачебной науки» (القانون في الطب, — араб.), создававшийся более 20 лет. По большому счету, «Канон» — энциклопедия всех медицинских знаний того времени. Труд состоит из пяти книг, каждая из которых, в свою очередь, разделена на части, отделы, статьи и параграфы.
Первая книга посвящена теории медицины и содержит записи по анатомии, физиологии, причинам болезней, симптоматике, диете, профилактике, общих принципах лечения. Вторая и пятая книги состоят из описаний лекарств, включая обширные сведения о ядах и противоядиях. Всего Ибн Сина описал 811 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора, приготовления и хранения. 150 из них используются и в современной фармакологии, за что Ибн Сину нередко называют Галеном Востока.
В третьей книге даны описания отдельных нозологий, особенности их диагностики и лечения. Четвертая — пособие по хирургии, включая травматологию, а также сведения о так называемых «общих» состояниях — лихорадке и т. п.
«Канон» на арабском языке был издан лишь однажды, зато после перевода на латынь по суммарному тиражу вполне мог соперничать с Библией. В XV веке «Канон» издавался 16 раз, в XVI веке — 20 раз. По мнению У. М. Уотта, этот труд можно считать самым изучаемым за всю историю человечества.
Опыт веков
Почему же врачи разных эпох так тяготели к «Канону»? Видимо потому, что Ибн Сина обобщил и систематизировал весь доступный тогда опыт врачей древности и раннего Средневековья. Кроме того, используя свои многочисленные наблюдения, автор дал исчерпывающее и достаточно оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики. Он также создал новую научную лексику, которая прожила почти тысячу лет.
Многие догадки и находки Ибн Сины подтвердились. Например, он полагал плеврит и медиастинит различными патологиями, считал туберкулез заразным заболеванием, выделял такие пути распространения инфекций, как вода и почва. В одном из трудов при описании мозжечка Ибн Сина впервые использовал термины «червь» и «хвостатое ядро» — именно так эти структуры называются до сих пор. Он же предположил, что лобная доля коры головного мозга отвечает за здравый смысл и аргументацию, а оптические нервы на пути от глаза к мозгу перекрещиваются, что в точности совпадает с современными представлениями.
«Требуется, чтобы опыт производился на теле человека, ибо, если опыт производится не на теле [человека], возможны различия по двум причинам.
Первая — та, что лекарство может быть горячим по отношению к телу человека и холодным по отношению к телу, [например], льва или коня, если оно горячее человека и холоднее коня и льва. Похоже, я полагаю, что ревень, [например], очень холоден по отношению к коню, тогда как по отношению к человеку он горяч.
Вторая причина та, что лекарство может обладать [лечебным] свойством по отношению к одному из двух тел и не иметь этого свойства по отношению к другому. Таков, например, аконит, ибо этому растению присуще ядовитое свойство по отношению к человеческому телу, а по отношению к телу скворцов его нет».
Ибн Сина, «Канон врачебной науки», «О познании свойств натуры лекарств посредством испытания».
Ибн Сина предложил эффективный метод экстракции эфирных масел из растений и обосновал применение эвкалиптового и пихтового масел при кашле, саднении в горле и других респираторных симптомах. Он же сформулировал правила создания и вывода во врачебную практику новых лекарств, которые во многом перекликаются с требованиями доказательной медицины, возникшей лишь в конце XX века, например, в части экспериментального подтверждения эффективности препарата, длительного наблюдения за ним с целью выявления нежелательных (побочных) реакций, сравнения воздействия различных средств при разнообразных заболеваниях с целью выявления оптимального, более всего подходящего для данной патологии.
Интересно, что именно медицинские труды Ибн Сины подвергались наименьшей критике и последующей коррекции, чего нельзя сказать, например, о его философских трудах. В общем и целом «Канон врачебной науки» можно считать актуальным и по сей день.
Алексей Водовозов, врач-терапевт
Опубликовано в журнале «Российские аптеки», №1-2, 2013
|