Иллюстрация «Перед уколом» занимала первую страницу журнала Saturday Evening Post от 15 мар-та 1958 года. Ребенок в кабинете врача, забравшись на стул и приспустив штаны, ждет, пока ему сделают инъекцию. Малыш, видимо, не очень доверяет мастерству доктора, поэтому вчитывается в то, что написано в его дипломе, по американской традиции вывешенном в рамке на стене.
Тем временем врач, реально существовавший Дональд Э. Кемпбелл, доктор из городка Стокбриджа, штат Массачусетс, где жил художник, стоит спиной к зрителю и приготавливает все необходимое для манипуляции. Что конкретно он введет мальчику — неизвестно, это может быть и раствор витаминов, и набиравшие популярность антибиотики, и профилактическая вакцина. Хотя скорее всего речь идет об антибактериальном препарате — на стуле видна зимняя одежда, так что маленький пациент мог болеть ангиной, бронхитом или даже пневмонией.
Роквелл добился фактически фотографической реалистичности. За счет мелких деталей он создает эффект присутствия в кабинете. Приоткрытые дверцы врачебного стола и чуть выдвинутый ящик, ряд пузырьков, ватные шарики, приготовленные для протирки спиртом шприца и кожи пациента, классические напольные весы, которыми до сих пор предпочитают пользоваться старые доктора, невзирая не все технические новинки, атмосфера чистоты и строгости — все это воссоздано с удивительной точностью.
Художник, кроме того, искусно противопоставил серьезность медицинской ситуации непосредственности ребенка и в то же время сбалансировал композицию с помощью гармонии тонов между холодными и теплыми цветами. Синие и серые тона повторяются на стене, шкафах, брюках обоих персонажей. Белый виден на халате врача, хлопковой майке мальчика и бумагах. Из теплых тонов автор использует светло-коричневый на стульях и желтый на шарфе.
Но больше всего привлекают внимание позы персонажей на этой картине. В то время размышляли, возможно ли, чтобы Роквелл, как и многие его коллеги, использовал в качестве образца фотографии. Сам он это полностью отрицал. Его моделями были дети, друзья или родственники, которым он платил за помощь. По его собственному рассказу, чтобы заставить детей подолгу позировать, он подвешивал кучку денег над столом. По мере того как проходило время, деньги перекладывались из одной кучки в другую, что соответствовало гонорару, заработанному ребенком.
В некотором смысле эта картина воспроизводит ситуацию работы самого художника в The Washington Post, где его рисунки вызывали неоднозначное отношение. Роквелл чувствовал себя некомфортно, поскольку изменения на рисунках производились без его ведома и согласия, не говоря уже о пренебрежении газеты к борьбе за гражданские права, в которой художник активно участвовал с 1960-х годов. Так что в иносказательном смысле он ощущал себя тем самым мальчиком со спущенными штанами, который не знал, какого подвоха ждать от окружающей действительности.
О художнике:
Норман Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке, в 14 лет поступил в Нью-Йоркскую школу искусств (The New York School of Art, бывшую The Chase School of Art), а через 2 года перешел в Национальную академию художеств. К Роквеллу успех пришел рано. Свой 1-й заказ, 4 рождественские открытки, он рисовал в 15-летнем возрасте.
Будучи еще подростком, он был нанят ведущим художником в Boys' Life, официальное издание бойскаутов Америки. Примерно в этот же период Роквелл начал успешную карьеру свободного художника, постоянно получая множество заказов на иллюстрации для молодежных журналов.
Когда Роквеллу исполнился 21 год, он организовал собственную студию. Очень быстро ему стали заказывать работы такие издания, как Life, Literary Digest и другие. Спустя примерно год Роквелл создал свою первую журнальную обложку для издания The Saturday Evening Post. Иллюстратор всегда высоко ценил этот журнал, отзываясь о нем как о самом точном зеркале американской жизни.
Картину расматривал Юрий Римский
Опубликовано в журнале «Российские аптеки», №23, 2012
|