Болезни дельфинов сродни человеческим. И их изучение может помочь понять природу некоторых патологий, а также разработать новые методы и средства лечения. Об этом сообщила группа исследователей на ежегодной конференции Американской ассоциации по продвижению науки.
Кэролин Сотка (Carolyn Sotka), представлявшая доклад, сказала, что и дельфины, и люди – млекопитающие. В рацион питания обоих видов входят одни и те же морепродукты. Но, в отличие от людей, дельфины круглосуточно подвергаются специфическим опасностям, связанным с загрязнением океанов. Именно физиологическая и экологическая близость позволит в обозримом будущем сделать немало новых открытий в медицине.
Наиболее перспективных направления три: диабет, эпилепсия, вирусы.
Дельфиний диабет
Исследования, проводимые Национальным фондом морских млекопитающих США, обнаружили, что дельфины-бутылконосы могу быть первой естественной животной моделью развития сахарного диабета второго типа.
Дельфины умеют «включать» подобные диабету состояния, когда им это необходимо. А потребность такая возникает, ведь диета дельфинов содержит очень большое количество белка и бедна углеводами. Изменения, которые происходят в крови дельфинов, сходны с картиной в крови диабетиков.
«В то время, как некоторые люди специально придерживаются высокобелковой диеты, чтобы контролировать свой диабет, дельфины, похоже, специально «включают» у себя диабет, чтобы иметь возможность питаться преимущественно белковой пищей», - поясняет руководитель этого исследования Стефани Венн-Уотсон.
Если разобраться, как происходит «включение», можно научиться и «выключать». Если учесть, что диабетом второго типа, по данным ВОЗ, болеет до 5 процентов населения Земли, возможность получить «выключатель диабета» выглядит весьма привлекательной.
Помимо собственно диабета, у дельфинов развивается точно такие же резистентность к инсулину, гемохроматоз и мочекаменная болезнь, как у людей.
Дельфины-эпилептики
Представляете себе дельфина, бьющегося в эпилептическом припадке? Оказывается, такое тоже возможно. Токсины, содержащиеся в микроскопических океанских водорослях, сначала вызывают у животных единичные приступы, и, в конечном счете, могут привести к формированию самой настоящей эпилепсии.
Изучая судороги у выбросившихся на побережье морских млекопитающих, ученые пришли к выводу, что они приступы вызваны мощным нейротоксином, домоиковой кислотой, которая содержится в диатомовых водорослях рода Pseudo-nitzschia.
Учитывая, что приступы наблюдались, например, у морских львов и вне периода «цветения» водорослей, ученые предположили, что хроническое воздействие токсина может вызывать самую настоящую эпилепсию.
Группа Джона Рамсдела провела ряд лабораторных экспериментов на крысах. Животным водилась домоиковая кислота в тех дозах, которые могли бы поступать с пищей в организмы дельфинов или морских львов. В течение шести месяцев 92 процента крыс заработали эпилепсию.
Сама домоиковая кислота эпилепсию не вызывает, но она является причиной серии судорожных приступов. Это приводит к формированию стойкого очага возбуждения в головном мозгу и, как следствие, к развитию эпилепсии, поясняет доктор Рамсдел.
Это исследование помогло понять, как на домоиковую кислоту и аналогичные токсины в морепродуктах реагируют морские млекопитающие, а также человек. Эпилепсия, которая развивалась у крыс, по патоморфологическим и клиническим признакам напоминала так называемую височную эпилепсию у людей. А люди также сталкиваются с опасностью хронического отравления домоиковой кислотой ,поскольку тоже питаются морепродуктами.
Дальнейшее изучение проблемы поможет не только тщательно изучить один из механизмов развития одного из видов эпилепсии, но и научиться бороться с ней.
Дельфинья вирусология
Исследователи лаборатории болезней морских животных Университета Флориды обнаружили по крайней мере 50 новых вирусов у дельфинов, большинство из которых удалось найти и у других морских обитателей.
Но для дельфинов актуальны и те вирусы, которые вызывают различные заболевания у человека. И изучение механизмов взаимодействия клеток дельфинов с возбудителями болезней могут помочь в предотвращении и лечении целого ряда инфекционных патологий.
Так, у дельфинов-бутылконосов был обнаружен вирус папилломы человека (ВПЧ), и это, пожалуй, первая естественная животная модель этой инфекции.
Основная угроза онкогенных штаммов ВПЧ для женского организма – повышенный риск развития рака шейки матки. Для его предотвращения разработана специальная вакцина, однако эффективна она далеко не во всех случаях, необходимо вводить ее девочкам до начала половой жизни.
Те же онкогенные штаммы встречаются и в телах самок дельфинов, но они вызывают только образование генитальных папиллом. Раком шейки матки такие дельфинихи не болеют. Что означает, что у них есть какой-то «встроенный» защитный механизм. Его обнаружение и изучение могли бы помочь найти эффективные средства профилактики и лечения этой онкологической патологии.
У морских млекопитающих также обнаружены 13 «человеческих» РНК-вирусов, среди которых возбудители кишечных инфекций и энцефалита, лихорадки Западного Нила и атипичной пневмонии (SARS), гриппа и других болезней.
С другой стороны, есть целый ряд вирусов, в основном ДНК-вирусов, которые могут в любой момент «перепрыгнуть» с дельфинов или китов на человека. Это лишь подчеркивает актуальность подобных исследований.
***
Таким образом, изучение болезней дельфинов, с одной стороны, поможет сохранить их популяцию и поддержать стабильность морских экосистем. С другой стороны, близость физиологии и сходность течения некоторых патологических процессов может пролить свет на многие вопросы, над решением которых медики бьются не одно десятилетие.
Про дельфинов рассказывал Алексей Водовозов, врач-терапевт
Ссылки по теме:
– пресс-релиз Университета Флориды, 18.02.2010
(AAAS)
(NMMF)
Фото с сайта dolphinsc.com
|