Ученые из Стэнфордского университета (), США, с помощью функциональной МРТ (фМРТ) понаблюдали за деятельностью головного мозга людей, читающих роман Джейн Остин (Jane Austen). Это первое в своем роде исследование объединило нейробиологов, радиологов и кандидатов гуманитарных наук. Результаты доказали, что чтение является по-настоящему сложным процессом для человеческого мозга.
Функциональная МРТ измеряет гемодинамические реакции (изменения в токе крови), вызванные нейронной активностью головного мозга. фМРТ позволяет определить активацию определенной области мозга под влиянием различных факторов. Автор исследования, филолог Натали Филлипс (Natalie Phillips), решила с помощью фМРТ установить истинную ценность чтения литературы для человека. Она уверена, что изучение литературы полезно не только писателям и мыслителям, но и любому человеку, поскольку развивает его головной мозг.
Доктор Филлипс попросила участников проекта дважды прочесть отрывок из книги Джейн Остин. Первый раз его нужно было прочитать «для удовольствия» — бегло пробежать глазами, как будто участники находятся в книжном магазине и решают, покупать ли книгу. Второй раз они должны были прочитать текст медленно и вдумчиво, анализируя прочитанное, словно готовясь к экзамену. Участниками исследования стали кандидаты филологических наук, поскольку доктор Филлипс была убеждена, что уж они-то точно умеют отличать «беглое» чтение для удовольствия от вдумчивого чтения.
Результаты фМРТ во время чтения удивили ученых, выявив значительное усиление притока крови к областям мозга, отвечающим за выполнение заданий, требующих повышенного внимания и концентрации. При этом во время беглого чтения также усиливался приток крови к областям, отвечающим за ощущение удовольствия, тогда как при вдумчивом чтении основной приток крови отмечался к областям, отвечающим за внимание и концентрацию, и был гораздо сильнее, чем при беглом чтении. По мнению доктора Филлипс, это усиление притока крови провоцируется огромным количеством микро-движений глаз во время чтения.
Результаты исследования доказали, что чтение — это крайне сложный процесс, требующий максимальной сосредоточенности и активации головного мозга. Он отличается по сложности от слухового восприятия зачитываемого текста, поэтому автор исследования призывает отказываться от аудиокниг в пользу более традиционного чтения бумажной или электронной книги.
Ссылки по теме:
— Stanford University 07.09.2012
Профессионализм настройщика пианино виден на МРТ — 31.08.2012
Когда вы видите чью-то цитату, ваш мозг «прочитывает» ее вслух — 28.07.2011
Фото © shutterstock.com
|