На каком бы иностранном языке человек не читал текст, в его головном мозге при этом будут активизироваться одни и те же структуры. Таковы результаты эксперимента французских исследователей, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Им также удалось доказать, что в навыке чтения ведущую роль играет моторная функция рук.
«До сих пор ученые не знали, различаются ли участки мозга, ответственные за процесс чтения, у разных языковых групп или культур. — говорит автор исследования, нейрофизиолог Станислас Диэн (Stanislas Dehaene) из Национального института здоровья и медицинских исследований (National Institute of Health and Medical Research), Франция. — Предыдущие исследования предположили, что алфавитная система написания (европейские языки) и система иероглифов (например, китайский язык) должны активизировать разные области мозга».
Чтобы выяснить это, г-н Диэн и его коллеги провели функциональную МРТ головного мозга французов и китайцев, читающих текст на своем родном языке. Результаты показали, что у всех участников при чтении активизируются одни и те же области мозга, однако это происходит с разной интенсивностью. Визуальная составляющая чтения — распознавание слова по его форме — происходит за счет активации области в задней части левого полушария — так называемой визуальной слово-формирующей области. Эта область оказалась наиболее активна у французов и чуть менее — у китайцев. В то же время, у китайцев была обнаружена повышенная активность в участках головного мозга, отвечающих за моторику пальцев, обеспечивающую написание (область Экснера). Видимо, это обусловлено тем, что в китайском языке порядок и направление строк важны не менее формы самих иероглифов. У французов эта область была чуть менее активна.
Авторам исследования удалось доказать, что важнейшую роль в развитии навыка чтения, помимо глаз, играют не уши и не губы, а руки. Именно это объясняет, почему люди с дислексией (нарушением способности к овладению навыком чтения) также испытывают трудности с написанием текста, но без труда могут разговаривать. Более того, это открытие может усовершенствовать методику обучения чтению маленьких детей. Ранее важность моторной функции при развитии навыка чтения практически не учитывалась.
Ссылки по теме:
— Proceedings of the National Academy of Sciences, 26.11.2012, doi: 10.1073/pnas.1217749109
Разные виды чтения активируют разные участки мозга — 12.09.2012
Когда вы видите чью-то цитату, ваш мозг «прочитывает» ее вслух — 28.07.2011
Фото © shutterstock.com
|