Рентген поможет палеонтологам изучать ископаемые останки

Дата публикации: 27.12.2012, Дата изменения: 27.12.2012

Палеонтологи знают: даже если какому-то древнему живому существу «посчастливилось» запечатлеть свои останки в окаменелостях, отпечатки мягких тканей — кожи или перьев — со временем исчезают. Однако британские исследователи предлагают новую методику восстановления утраченного изображения мягких тканей с помощью рентгена. Благодаря этой технике ученым удалось установить, что ископаемые останки возрастом не менее 50 миллионов лет, которые долгое время считались относительно хорошо сохранившейся кожей рептилии, на самом деле являются отпечатками целого пресмыкающегося. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Applied Physics A: Materials Science & Processing.

Изучаемые учеными ископаемые останки считались одним из двух образцов кожи древних рептилий, обнаруженных в 1980-х годах в формации Грин Ривер на западе США. Они представляют собой кусок слоистой отвердевшей илистой породы с отпечатком ископаемой рептилии. Поскольку на отпечатке не видно ни костей скелета, ни других твердых тканей, зато хорошо различимы отдельные чешуйки, палеонтологи пришил к выводу, что перед ними — отпечаток кожи, сброшенный когда-то древней рептилией и довольно хорошо сохранившийся.

Однако Филипп Мэннинг (Phillip Manning), палеонтолог из Университета Манчестера (University of Manchester), Великобритания, и его коллеги решили подвергнуть эти останки новейшему рентгеновскому анализу. Результаты оказались абсолютно неожиданными. Вместо того, чтобы просветить породу насквозь, рентгеновские лучи с определенной длиной волны заставили некоторые сохранившиеся в останках химические компоненты флуоресцировать. В результате взору ученых открылась картина, которую невозможно увидеть невооруженным глазом.

Направив на останки лучи, вызывающие свечение фосфора, ученые увидели, что отложения фосфора располагаются в виде нескольких четких точек через равные промежутки в районе головы ископаемого. Палеонтологи пришли к выводу, что в этом месте у рептилии располагалась челюсть. А поскольку ящерицы не меняют зубы, когда сбрасывают кожу, следовательно, отпечатки оставлены не кожей, а целой рептилией. По всей видимости, вскоре после того, как древнее пресмыкающееся погибло, его тело было смыто в озеро и опустилось на дно. Низкая концентрация кислорода в придонных слоях воды позволила коже сохраниться, тогда как повышенное содержание кислот полностью растворило скелет и зубы рептилии, поэтому их не видно на отпечатках.

Палеонтологи предполагают, что рентгеновские лучи также помогут им обнаруживать в ископаемых останках следы пигмента перьев, что поможет определить окраску древних пернатых. Вдохновленные результатами, они надеются в ближайшие годы заново обследовать все обнаруженные останки с применением новой техники.

— Applied Physics A: Materials Science & Processing, 12.2012, DOI:10.1007/s00339-012-7484-3

Жизнь на Земле «состарили» на 65 млн лет — 14.12.2012

Географическое ПО поможет антропологам изучать ископаемые останки — 27.09.2012

Иллюстрация применения метода, фото авторов исследования.