Эми Поремба (Amy Poremba) и ее коллеги из Университета Айовы изучили особенности человеческой звуковой памяти. Оказалось, что запоминать услышанное сложнее, чем то, что человек увидел или ощутил.
Исследователи провели эксперимент, в котором проверку кратковременной памяти прошли более 100 студентов. Добровольцам было предложено прослушать несколько звуков, рассмотреть несколько цветных квадратов, окрашенных в разные оттенки красного, а также ощутить рукой вибрацию. Каждый следующий набор звуков, картинок или вибраций стартовал с задержкой, составляющей от 1 до 32 секунд. Оказалось, что участники эксперимента гораздо быстрее забывали услышанные звуки, чем ощущенную ими вибрацию или увиденные цветные квадраты.
Во время второго эксперимента авторы пытались оценить способность распознавать знакомые звуки, изображения или ощущения. Участникам эксперимента предлагалось послушать лай собак, посмотреть видеозапись баскетбольного матча (без звука) или взять в руки кофейную кружку, не видя ее. Оказалось, что студенты гораздо хуже восстанавливали слуховые ощущения по сравнению с тактильными и зрительными. Эта закономерность сохранялась при проверке через час и через неделю после эксперимента.
В более ранних исследованиях было показано, что зрительные образы запоминаются лучше всего, но результаты американских ученых указывают на то, что тактильная и визуальная память развиты у человека примерно одинаково.
Исследователи полагают, что полученные ими данные указывают на то, что головной мозг воспринимает и хранит различную информацию по-разному. Несмотря на то, что особенности работы памяти еще недостаточно изучены, преподаватели, желающие, чтобы их лекции хорошо усваивались студентами, должны пересмотреть структуру своих лекций. Эффективному запоминанию будет способствовать использование наглядного материала.
Ссылки по теме:
— PLoS One, 2014, DOI: 10.1371/journal.pone.0089914
Фото © depositphotos.com
|